Previous Entry Поделиться Next Entry
Дела минувших лет:
Ладога
kryloshanin wrote in znamenny_rospev
Оригинал взят у kraegranesie в Дела минувших лет:
История Знаменного хора Троицкого собора

      Особая красота и гармония древнерусской иконы, архитектуры, гимнографии трогают сердце каждого верующего. Все эти области церковного искусства неразрывно связаны богослужением, и только в нём они полностью раскрывают свой смысл. Особое место в этом ряду занимает церковное пение. Недаром в летописях  богослужение часто называется «божественным пением».
     Традиционное одноголосное богослужебное пение сохранялось в некоторых монастырях и приходах Русской Церкви вплоть до революции. Однако в советское время многое было утеряно, и в Русской Церкви прервалась живая традиция одноголосного пения.
     К счастью, в наше время происходит возрождение утерянных духовных традиций. Когда под сводами Троицкого собора раздается размеренное звучание знаменного хора, кажется, сами стены проникаются этим звуком. Рублевская икона, таинственный полумрак, теплый свет лампад создают уникальный молитвенный настрой, а древние мелодии служат как бы толкованием возвышенных слов песнопений.
     Какие великие святые любили знаменное пение! Какую глубокую пользу видели они в этой древнейшей традиции нашей Русской Церкви! Такие почитаемые святые как св. Филарет Московский, св. Игнатий Кавказский (Брянчанинов), прп. Варсонофий Оптинский и другие высоко ценили знаменное пение, подчеркивая его высокую духовную значимость. Святейший Синод также неоднократно рекомендовал использование древних распевов за богослужением. По благословению Синода с 1772 по 1914 год в Синодальной типографии печатались нотные книги, содержащие древние распевы, а затем рассылались по приходам. И до сего дня эти издания служат незаменимым подспорьем для тех, кто стремится возродить знаменное пение. Необходимо также подчеркнуть, что знаменный распев позволяет приблизить богослужение к уставным требованиям. Среди тех, кто любит уставное богослужение большинство согласится с тем, что знаменный распев – это органичная его часть.
    Все это побуждает нас с особым вниманием относится к  знаменному пению и изучать успешный опыт его возрождения.

     Уже с начала 80-х годов в Троице-Сергиевой лавре появляется интерес к знаменному распеву. В то время певческие группы («десятки») студентов семинарии пели в течение недели не только в Покровском академическом храме, но и в Лавре: в Успенском соборе (летом) или в Трапезном храме (зимой). В одной из «десяток» и начали раз в неделю петь литургию знаменным распевом под управлением Анатолия Гринденко.
    Подготовка к исполнению Литургии началась еще в 1982 году. Около шестнадцати певчих разучивали необходимые знаменные песнопения, причём студентам приходилось жертвовать своим свободным временем. Певческим материалом стали в основном реконструкции строчных песнопений (строчное пение – вид древнерусского многоголосия) преподававшего тогда в Московской Духовной Академии и Регентской школе Владимира Ивановича Мартынова.
    Первым опытом стало пение Божественной литургии в ноябре 1983 года. Многие пожилые насельники монастыря и преподаватели Академии до сих пор помнят об этом богослужении. «Знаменная десятка» просуществовала приблизительно до 1987 года, когда Анатолий Гринденко создал хор при Издательском отделе, преобразованный впоследствии в хор «Древнерусский распев.
     Следующим важным этапом стали труды ныне почившего архидиакона Романа (Тамберга). В 1991 году вместе с несколькими монахами и послушниками о. Роман начинает петь знаменным распевом в возрождающемся Вифанском монастыре, а затем и в открывшемся храме в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших» при следственном изоляторе г. Сергиева Посада. Духовенство и прихожане этих храмов полюбили знаменное пение, и с переходом о. Романа из Троице-Сергиевой лавры в Свято-Данилов монастырь практика пения знаменным распевом во время богослужений не прекратилась.
     В 1995 году по инициативе наместника лавры архимандрита Феогноста (ныне епископа Сергиево-Посадского) было решено проводить регулярные богослужения в Троицком соборе, древнейшем храме монастыря. Троицкий собор, хранящий мощи преподобного Сергия, требовал и особого отношения к пению. Знаменное пение сочли наиболее соответствующим древней святыне. По предложению Наместника, решено было ввести в соборе знаменное пение, как наиболее соответствующее древней святыне.
     Головщиком (регентом) хора Троицкого собора с этого момента был назначен игумен Глеб (Кожевников). Первоначально в древнем соборе пели исключительно насельники монастыря. Однако, занятость монашествующей братии другими послушаниями помимо хора оказалась довольно серьёзной проблемой: на клиросе зачастую оказывалось всего 3-4 человека. Опыт других лаврских хоров подсказывал необходимость привлечения к пению в соборе студентов Семинарии, имевших не только возможность, но и обязанность регулярно петь на богослужении. С сентября 1995 года был организован второй, правый клирос из студентов Семинарии, который первоначально пел только по воскресеньям и двунадесятым праздникам.
     В знаменный хор, в соответствии с установившимся порядком распределения вновь поступивших в семинарию, традиционно направляли студентов в основном с не самыми блестящими вокальными данными. Однако, попав в хор, они постепенно совершенствовались и приобретали необходимый опыт, в чем помогает естественность и простота знаменного распева.
     В течение первого года существования хора семинаристы получили некоторый опыт. Были «напеты» неизменяемые песнопения Литургии, отдельные студенты уже могли и самостоятельно управлять хором. К началу 1996 года левый клирос, состоявший из монастырской братии, был упразднён, и две части хора, монашеская и студенческая, были объединены.
     Особую роль в дальнейшем развитии хора сыграл Андрей Орлов, оказавшийся в первом наборе 1995 года (ныне священник, преподаватель Николо-Перервинской семинарии). Он фактически стал заместителем регента хора и в отсутствие игумена Глеба (в основном по будням) управлял знаменным хором.
     К началу 1996 года левый клирос, состоявший из монастырской братии, был упразднён, и две части хора, монашеская и студенческая, были объединены. Постепенно, в течение 1996-2002 года сложилась структура хора, выделялись регенты из числа студентов и братии. Фактически заместителем регента хора игумена Глеба стал Андрей Орлов. Помимо них на богослужениях хором управляли Леонид Севастьянов, Александр Логинов, Павел Герасимов, монах Павел (Кривоногов) – ныне архимандрит, благочинный Лавры. Численность певцов – приблизительно 20 человек, – остаётся с тех пор неизменной и до настоящего времени.
     Сложность представляла не только организация самого хора, но и освоение древнерусской певческой традиции. Первоначально пение совершалось по рукописям, оставшимся от архидиакона Романа (Тамберга), широко использовались сочинения в духе древнерусского пения В.И.Мартынова, много лет преподававшего в Академии и Регентской школе. Желание поставить уровень пения в Троицком соборе на должную высоту закономерно заставило обратиться к первоисточникам.
     Архивными поисками занялись Андрей Орлов (ныне священник, преподаватель Николо-Перервинской семинарии) и Леонид Севастьянов, в то время семинаристы. Их внимание было обращено в первую очередь на Троицкое собрание рукописей в Российской государственной библиотеке. Важно было найти такой певческий сборник, который имел бы непосредственное отношение к древней певческой традиции Троице-Сергиева монастыря, чтобы исключить вопросы о правомерности его использования на богослужении. Выбор остановили на крюковом Стихираре первой полвины XVII века (РГБ, ф.304, I, №433), из которого были взяты песнопения Божественной литургии и Всенощного бдения. Расшифровка беспометной крюковой нотации длилась примерно год, большую помощь при этом оказал Денис Коротких (ныне иеромонах Павел, клирик Новодевичьего монастыря). Результаты расшифровок подвергались корректировке на протяжении еще ряда лет.

Хор п/у Андрея Орлова у стен Троицкого собора

     С момента упразднения в 1995/1996 году отдельного монашеского клироса, студенты МДАиС совместно с монашествующими ежедневно пели Божественную Литургию, что представляло серьезную нагрузку для певчих. Это вызвало необходимость разделения хора на несколько частей, поочерёдно певших за богослужением. Так образовались две певческие группы («десятки»), состоявшие в основном из студентов, и одна исключительно из монашествующей братии. Первая «десятка» пела со вторника по среду, вторая – с пятницы по субботу, братия пела по понедельникам и четвергам. По воскресным дням и большим праздникам пел весь состав хора. Такое разделение сил было обусловлено и необходимостью поддерживать деятельность хора во время отъезда части студентов на каникулы. Эта структура деления хора оказалась удобной и в целом сохраняется по настоящее время за исключением того, что примерно с 2004 года прекратилась практика пения Литургии исключительно монашеским составом.
        Поскольку в Троицком соборе Лавры не совершается вечернее богослужение (за исключением ночных богослужений Рождества Христова и Крещения Господня, когда Литургия совершается в соединении с Утреней), богослужебная практика студенческого состава остаётся неполноценной, что составляет внутреннюю проблему хора. С этим была связана ещё одна страница истории знаменного хора. В 2000 году архим. Феофилакт (Моисеев), наместник Гефсиманского Черниговского скита Троице-Сергиевой Лавры, приглашает основной состав хора из числа студентов МДАиС для пения Всенощных бдений под праздники. Ещё до революции этот скит был известен строгостью своего устава и практиковавшимся в нём знаменным пением. Строгое скитское богослужение, древние распевы, аскетизм братии, ― все это производило сильнейшее впечатление на певчих. Составить представление об этих службах можно по выпущенному в 2002 году компакт-диску с песнопениями Божественной Литургии «Похвалами венчаем…» (головщик Андрей Орлов, запись осуществлена в Гефсиманском Черниговском скиту Троице-Сергиевой лавры) и компакт-диску с песнопениями Всенощного бдения (головщик Александр Логинов, запись произведена в Нижнем Новгороде в 2003 году). Практика участия студентов МДАиС в скитских богослужениях продолжалась вплоть до 2002 г.

В храме Черниговского скита. 16 марта 2002 г.

     С 2001 года регентами певческих групп были назначены иероди акон (ныне – иеромонах) Зиновий и иеромонах Вадим. Они до настоящего времени управляют хором в будние дни, а также по воскресеньям и праздникам, в отсутствие старшего регента игумена Глеба. Спевки проводит иеродиакон Зиновий. Он же, на основе Синодальных изданий, заново отредактировал и переписал круглой нотой и крюками сборник песнопений Божественной Литургии. Также им были составлены  Сборники изменяемых песнопений Литургии.
Примерно с 2004 года прекратилась практика пения Литургии два раза в неделю исключительно монашеским составом.

2003 год. Певцы знаменного хора с регентом иером. Вадимом

    В настоящее время можно говорить о стабильности состава хора и используемого певческого материала, об установлении преемственности певческого коллектива. Каждый год новые студенты  Московской Духовной Семинарии и Академии присоединяются к хору и начинают изучение древнерусской певческой традиции. А выпускники, покидая Лавру и Семинарию, отправляются в родные края, унося в своем сердце крепкую любовь к древнерусскому церковному пению и уставной службе.

Пасха 2007

     Написано Андреем Дементьевым на основании бесед с певчими и головщиками хора: иг. Глебом, иерод. Зиновием, свящ. Андреем Орловым, свящ. Александром Тимофеевым,  иером. Павлом (Коротких), Александром Логиновым, Анатолием Гринденко  и другими. 2008 год.
     Статья опубликована: журн. Встреча, 2008, № 1 (28)
    
ПРИЛОЖЕНИЕ: Синодик первых певцов Знаменного хора Троицкого собора.



?

Log in