Previous Entry Поделиться Next Entry
Впечатления от Бражниковских чтений: 12.04.2011
o_apankratov wrote in znamenny_rospev
Основной темой втот день были церковно - певческие традиции Русского Севера (читай Новгородской земли в её исторических границах всего нашего европейского Северо-Запада:)).
И.Ф.Безуглова рассказала о ранних (кон. XVI в.!) опомеченных рукописях Соловецкого монастыря. Потом спросил у неё, какого времени самые старые "пометы" Софийского собрания,т.е. происходящие из центра епархии, к коей относились Соловки. Оказалось, этого пока никто не знает!:( Периферия изучена лучше "столицы"!:( Короче, есть чем заняться будущим исследователям:)
Уже упоминавшаяся М.П.Рахманова поведала об истории изучения и подготовки к публикации (последняя так и не состоялась, только теперь готовят:)) научного описания певческих книг Соловецкого собрания выдающимся исследователем XIX в. С.В.Смоленским. Любопытный факт: будучи сотрудником "миссионерской",в т.ч. "противораскольнической" Казанской духовной академии, он ... учился чтению крюков у старообрядцев (не сказала, какого согласия):) И те предлагали ему идти к ним в уставщики, только просили "бросить трубочку",т.е. перестать курить:) Жаль, не бросил:( А то был бы у нас дьячок - медиевист, да ещё какой:)
О.В.Панченко, рассказывая о почитании на Соловках преп. игум. Иринарха (+ 1628),напомнил, что обретение его свв. мощей состоялось во время знаменитой осады монастыря "новолюбцами". И послужило укреплению духа оборонявшихся. О чём писал и свщмч. протопоп АввАкум (докладчик не ошибся с ударением, сразу видно - специалист:)) в толк. на кн. пр. Исаии. После же разгрома обители мощи преп. стали считать находящимися "под спудом":( Не исключено, что внешне одолевшие вновь закопали их или даже уничтожили:(
Очень интересным был и доклад живущей в Великом Новгороде (но выходца из столицы, якоже аз:)) Ю.В.Шероновой о песнопениях службы преп. Михаилу Клопскому. Автор не ограничивается теоретическими изысканиями. Будучи преподавателем музыкальной кафедры нашего универа, она создала небольшой студенческий ансамбль любителей (точнее, любительниц:)) древнерусского церковного пения:) Завтра (уже сегодня:))их будет можно "вживую" услышать на продолжении чтений, прозвучат как раз стихеры указ. св. Жаль, не для меня(с):), ибо уже есмь дома - дела!:( Но обещали выложить сие "вконтакте", попрошу ссылку и позже дам здесь:)
Наконец, ощутимое оживление вызвало выступление М.С.Егоровой, о поэтике "святости и света" в службе Введению Богородицы. Исследовательница подвергла 2-е возвашные стихеры названному празднику (в безпометной наонной редакции примерно рубежа XVI - XVII вв., по одной из соловецких рукописей) как текстологически - смысловому, так и музыковедческому анализу. В результате выявились крайне интересные закономерности, раскрывающие, так сказать, технические приёмы построения выразительности этих выдающихся песнопений. Проводилось и сравнение с аналогичными греческими текстами (но почему-то лишь с современными:))
А потом было ещё открытие выставки "Нотированные рукописи Соловецкого монастыря", в одном из залов Отдела рукописей РНБ. Там показано много интересного, обо всём и не написать:) В частности, запомнилась "Херувимская" "Анзерскаго роспева", впервые увидел такую:)) На мероприятии выступил ансамбль "Ключ разумения" (СПб - консерватория)под руководством Н.В.Мосягиной. Жаль, практически всё они пели т.н. "строчным ("страшнЫм", как говорит Б.П.Кутузов:)) многоголосием", НИЧЕГО чисто унисонного:(
"До кучи" приложу и иные "придирки". Несмотря на высокую академическую учёность, нашим специалистам, считаю, всё ещё как-то не хватает церковности, в смысле знания реального мнения Церкви по тому или иному вопросу:( Так, говоря о празднике Введения, упоминают некие "апокрифические Евангелия":( Хотя описания этого события, лежащие в основе и текстов службы, и иконографии, находятся во вполне канонических Прологах и иных святоотеческих творениях, согласно Уставу за той же службой и читаемых:) Глядя на лежащие рядом новообрядческую уже рукопись конца XVII в. и более позднюю староверческую, могут говорить о том, что они "разные", "не соответствуют друг другу", не упоминая, по какой причине:( Как будто по некоей "вине" старообрядцев:( Этот печальный перечень, увы, можно продолжить:( Но, быть может, кто-нибудь из исследователей прочтёт этот текст и что-то хоть немного изменится к лучшему? Хотелось бы надеяться...

  • 1

(не сказала, какого согласия)

Белокриницкого.

Рахманова оч. крута, жаль, что я не знала про чтения, обязательно бы выбралась послушать.

Спасибо вам ОГРОМНОЕ за отчёт! очень интересно.

Спаси Христос, отче, за статью.

...И Вас за благодарность!:)
Была бы польза ...

Интересно было бы посмотреть Анзерскую Херувимскую в крюках...

Отправляйтесь в "Публичку" и смотрите :)

  • 1
?

Log in