Previous Entry Поделиться Next Entry
Борис Кутузов. Русское знаменное пение
khramov wrote in znamenny_rospev
Борис Кутузов. Русское знаменное пение. Издатель Андрей Рублев, 2008 г. 304 стр. Тираж: 2000 экз.

Без преувеличения ведущим нестарообрядческим подвижником, ревнителем, знатоком знаменного роспева в современной России является головщик (регент) Спасского собора Андроникова монастыря в Москве историк и публицист Борис Павлович Кутузов.

Эта его книга - по сути, малая энциклопедия русского знаменного пения, в ней есть сведения о важнейших деятелях и центрах дораскольной русской певческой культуры, музыковедческий и отчасти богословский анализ, даже нотно-крюковые приложения. Содержание см. тут. Кутузов влюблен в русскую певческую старину и смотрит на события XVII века, повлекшие отказ от национальной традиции, как на церковную и культурную катастрофу. Мы действительно никак не привыкнем к простой мысли, что дораскольная Русь достигла невероятной самобытной культурной и духовной высоты. И хотя нам уже немного знаком завораживающий, строгий, возвышенный, аскетичный и ясный стиль русской архитектуры и иконописи, пора бы для полноты картины узнать, как звучали своды тех соборов, что пели перед теми иконами.

Дальше просто цитаты.


  • "...Мы должны гордиться нашим древним знаменным пением, тут никого нет выше нас... Знаменное пение является искусством того же этико-художественного уровня, что и прославленная русская икона и зодчество, и занимает почетное место в русской и мировой культуре... Знаменный распев... - музыка иконописная, это, можно сказать, звучащая икона... Задача знаменного пения та же, что и у иконы: не реалистическое отображение внутренней жизни земного человека с его переживаниями и чувствованиями, а очищение души от страстей, отражение образов духовного, невидимого мира (С.43)

  • Шедевры древнерусской музыки, как и древние иконы, пленяют своей величественной простотой, спокойствием движения, четким чеканным ритмом, законченностью построения, вытекающей из совершенной внутренней гармонии (С.47)

  • Кто же такой этот инок Евфросин (1657), дерзнувший выступить против опыта и авторитета признанных мастеров знаменного пения, причем облеченных в священный сан, от священника до митрополита? Судя по его высказываниям, постоянно цитируемым в специальной литературе, богослужебное пение у нас в то время отправлялось из рук вон плохо: плохи распевщики, плохи певцы - все плохо. Эта линия охаивания и оплевывания всей отечественной церковной истории именно и характерна для проводившейся в то время преступной никоно-алексеевской церковной "реформы", расколовшей в итоге Русскую Церковь (С.108)

  • Одним из преступлений никоно-алексеевской "реформы" является устранение исторической темы Древней Руси из богослужебной практики. Сделано это было в период ревизии богослужебного церковного Устава, когда ряд служб русским святым был просто отменен, а остальные понижены в чине на один-два порядка (предписываемая всенощная заменялась полиелеем, славословием, а то и будничной службой), фактически оттеснены на второй план; на первое место, согласно антинациональному направлению "реформы", были выдвинуты так называемые "вселенские" (то есть нерусские) святые. Этим было запрограммировано историческое беспамятство, приведшее через два века к оплевыванию собственной истории... Русское церковное искусство перестает отражать историческую память народа (С.149)

  • "Знаменные песнопения исполняли высокопрофессиональные певцы архиерейских хоров и рядовое духовенство многочисленных приходов, аристократия и служилые люди, посадский люд и дворовые холопы. Практически пела вся Россия сверху донизу. Музыкальный язык знаменного распева был в то время для русских родным языком, понятным и естественным, а иконописная музыка знаменного пения - искусством любимым и священным, воистину ангелоподобным (С.200)

  • С самого начала никоно-алексеевской "реформы" сверху упорно насаждается мнение, что раньше у нас не умели ни богословствовать, ни петь, ни рисовать. Переориентировка на католическое понимание образа, понимание прогресса соответственно мирскому мироощущению влекут за собой отношениек традиционному православному искусству как к исторически пройденному этапу. Русская иконопись и русское пение, знаменный распев, объявляются варварским искусством, искусством для холопов и спешно заменяются западными... Произошла псевдоморфоза православия, то есть облечение его "в несвойственные ему богословские формы мышления и выражения" (Успенский)... Именно эта псевдоморфоза православного сознания, латинизированная религиозная психология и мешает сейчас возрождению подлинно православных форм церковного искусства. Многим называющим себя православными, не только рядовым верующим, но и иерархам, духовно ближе "живописный", западный церковный образ, а не традиционно православный, иконописный, ближе и приятней латинское "органное согласие" партесного пения, а не отечественный знаменный распев. Именно поэтому попытки возрождения знаменного пения в церковной практике встречают сегодня часто не только непонимание, но порой и прямое противодействие. Греческая церковь до наших дней сохранила одноголосное пение, и православные греки шокированы тем, что русские иноки на св.горе Афон поют партесным многоголосием (СС.217-219)

  • Не отказавшись от никоно-алексеевской "реформы" с ее пагубными последствиями, невозможно успешно возрождать нарушенные чистые формы русского Православия (С.237)

  • Проблема нахождения ключа к русскому беспометному певческому знамени тормозится лишь отсутствием финансовых средств на проведение необходимых, достаточно трудоемких исследовательских работ. Проблема, стало быть, ждет внимания со стороны современных Морозовых и Рябушинских (С.102)




Книга будет интересна и полезна всем, кто любит русскую старину и церковное искусство.

Оригинал записи

  • 1
Но также вышла ещё одна книга Б.П., не менее интересная: http://www.idrp.ru/buy/show_item.php?cat=2375

Купил недавно, непосредственно в Спасском соборе. Но пока не читал.

А, понятно :) (Просто я заметил на всякий случай: раз уж Вы писали про прошлогоднюю книгу, то и про новую тоже хотелось отметить :-) ).

Надо заметить, что обе книги - не совсем новые, а переиздания книг 2001-2002 года.

@ведущим нестарообрядческим подвижником, ревнителем, знатоком знаменного роспева в современной России является головщик (регент) Спасского собора Андроникова монастыря в Москве историк и публицист Борис Павлович Кутузов@


Совершенно верно.

Один крупный специалист по старообрядческой музыкальной культуре очень низкого мнения об этой книге.

К сожалению, не могу ни поспорить с "одним крупным специалистом", ни согласиться. Мне очевидно, что от книги есть польза - хотя бы популяризаторкая

Может быть. Хотя в данном случае "популяризация" может сформировать ложное впечатление.

  • 1
?

Log in